Москва
12°
Преимущественно облачно

Газообразные обещания

 

Почему новые предложения России Украине не стоит понимать буквально

Неожиданные заявления главы «Газпрома» Алексея Миллера о готовности начать поставки напрямую Украине по сниженной цене, войти в консорциум по управлению ее газотранспортной системой и продлить транзитный контракт обусловлены политическим моментом и на деле малореализуемы, считают источники “Ъ” и эксперты. Контракты на поставку и транзит газа нуждаются в полном обновлении. Причем ключевой вопрос транзита невозможно рассматривать в отрыве от долгосрочной концепции развития самого «Газпрома», по которой сохранение существенных объемов прокачки через Украину — лишь временное решение.

Россия готова предложить Украине дешевый газ и продление транзита при условии улучшения отношений — таков главный посыл встречи 22 марта украинских политиков Виктора Медведчука и кандидата в президенты Украины Юрия Бойко с премьером РФ Дмитрием Медведевым. Присутствовавший на встрече глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил, что готов продлить транзитный контракт с Украиной, снизить цену на газ в рамках прямых поставок минимум на 25% и войти в консорциум по управлению газотранспортной системой страны (ГТС).

Участники рынка и аналитики сходятся во мнении, что обещания носят политический характер, связаны с президентскими выборами на Украине 31 марта и трудновыполнимы. Политические условия для их реализации сомнительны, поскольку господин Бойко имеет мало шансов на победу на выборах, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ. «Это, скорее, послание со стороны российского правительства, что мы готовы договариваться»,— говорит он.

Собеседники “Ъ” в отрасли, в том числе в «Газпроме», вообще называют перспективу возвращения к «старым временам» опасной иллюзией.

 

«Статус-кво в газовых отношениях России и Украины полностью разрушен, все основополагающие принципы контрактов 2009 года поставлены под сомнение или уже прямо отброшены»,— поясняет один из источников “Ъ”.

Не решен основополагающий вопрос: газ «Газпрома» для Украины должен стоить дороже, чем для клиентов в Западной Европе, или дешевле. Сейчас «Нафтогаз» де-факто закупает его дороже (цена в Германии плюс транспортировка): в 2018 году средняя цена импорта газа на Украину, по данным Госстата, составила $300 за 1 тыс. кубометров, тогда как средняя цена экспорта «Газпрома» в дальнее зарубежье — $248 за 1 тыс. кубометров. «То, что предлагает Алексей Миллер, похоже на скидку для Дмитрия Фирташа в 2013 году (составила около 35% к цене для “Нафтогаза”.— “Ъ”), это несистемное решение, и любая цена при таком подходе будет казаться несправедливой»,— полагает другой собеседник “Ъ”.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Но ключевой вопрос касается транзита. Предложение Алексея Миллера продлить транзитный контракт выглядит тем более странно, что сейчас сам «Газпром» принудительно разрывает это соглашение через Стокгольмский арбитраж. Решение расторгнуть контракт было вызвано вердиктом арбитража в феврале 2018 года по иску «Нафтогаза»: суд счел, что в соглашении есть обязательство «Газпрома» по прокачке минимального годового объема 110 млрд кубометров, и насчитал компании $4,6 млрд штрафа за его невыполнение. То есть старый транзитный контракт «Газпром» не может выполнять ни юридически, ни физически (с учетом строительства нескольких новых газопроводов в Европу компания не собирается в будущем прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа в год).

По данным “Ъ”, предлагая продлить контракт, Алексей Миллер имел в виду его структуру (двустороннее соглашение между компаниями) и уровень платы за транзит. Объем транзита должен быть серьезно снижен с текущих 80–90 млрд кубометров, а срок действия самого соглашения остается открытым вопросом.

Краткосрочно «Газпрому» нужна Украина только до вывода газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» на полную мощность, что должно произойти не позднее осени 2022 года. В более долгосрочной перспективе, учитывая перенос центра газодобычи на Ямал и строительство новых ниток северного газотранспортного коридора, украинское направление транспортировки как существенно более длинное обречено экономически проигрывать северному маршруту, об этом неоднократно заявлял Алексей Миллер. С этой точки зрения, подчеркивают источники “Ъ”, возможное участие «Газпрома» в консорциуме по украинской ГТС, особенно если оно предполагает какие-то инвестиции, выглядит неочевидным.

Юрий Барсуков

По материалам: «Коммерсантъ»

 

Добавить комментарий