Казахстанский художник Чингис  Ногайбаев живет и творит в Алматы и в Москве

В столичной подземке открылась необычная художественная выставка. Живые зарисовки, сделанные под стук колес, сотни образов, сценок из жизни…

Искусство успешно примиряет все споры о том, в каком мире мы живем.  Наш мир –  интернационален. Пространство и время перемешало и соединило народы и языки, историю и архитектуру, поэзию и  литературные образы, музыку и краски.

Особенный феномен – творческий мир казахского русского искусства. Сегодня Казахстан и Россия – суверенные государства-соседи, культурные связи между нами никогда не прерывались. Взаимное влияние никуда не исчезло.  Россия продолжает воспринимать казахских творцов, как своих, Казахстан бережно относится к общему культурному наследию и  делает все для того, чтобы сохранять и развивать творческое единство.

Яркий представитель такого единства, казахский художник Чингис Ногайбаев, в этом пространстве так и живет — «на два дома». Достаточно посмотреть список выставок и театральных работ художника, в адресах которых чаще всего чередуются Россия и Казахстан. И назвать его в Москве «гостем»  не получится – учился на театрального художника в Суриковском институте, там же окончил аспирантуру,  преподает в Московском художественно-промышленном институте и Первом Московском образовательном комплексе.

И, как любому творческому представителю русского мира, Чингису Ногайбаеву тоже близки все смыслы и гении нашей планеты. Такой вот гражданин мира, участник более шестидесяти групповых выставок в России и Казахстане, а также международных выставок в Лондоне, Глазго, Праге, Гонконге, Париже, Спартанберге, Вашингтоне. У Ногайбаева прошло пять персональных выставок – Берлин, Алма-Ата, Москва. Работы Чингиза  находятся в галереях и частных коллекциях России, Казахстана, Германии, Англии, Франции, США, Канады, Израиля, КНР, Чехословакии, Японии.

Классический русский рисунок, особый, «театральный», язык выверенных жестов, интереснейшие колористические решения – особенности творчества Чингиса Ногайбаева. Сразу оговорюсь – описываю только собственное видение его работ. На мой взгляд, угадываются многие смыслы и мотивы – вот, развитие тем Гогена, Шагала, Дали, сочность красок Латинской Америки. А социальный подтекст картин Ногайбаева вдруг напоминает … Василия Перова! Действительно, кто знает, как реализовывал бы свои идеи Перов в XXI веке? Эта игра в «угадайки» не вызывает ощущения вторичности, наоборот, новое прочтении и развитие художественных тем – примета зрелого искусства.

В столь древней культуре, как наша, не будет удивительным, если даже литературная игра в центон рано или поздно перейдет в изобразительное искусство и станет искусством самостоятельным.  В каком-то смысле мы все – потомки Римской империи  — достаточно посмотреть на дома культуры в российской провинции, добросовестно выстроенные в палладианском стиле.

В современном мире успех и внимание зрителей  в не меньшей степени, чем мастерство художника,  определяют идея и подача работ, интересный подход к организации выставки. Чингис Ногайбаев, театральный художник, выросший в театральной среде (родители – народные артисты СССР Фарида Шарипова и Идрис Ногайбаев), обладает искусством и  открыть представление,  и расставить точки над i.

Впереди – интереснейший проект, посвященный московскому метро и его пассажирам. Сто пятьдесят графических работ, рисунков Чингиса Ногайбаева, типажи и индивидуальности пассажиров метро выставлены на станции «Воробьевы горы». Вселенная московского метро, как театральные подмостки. Метро театр, и люди в нем – актеры. Куда едут, что играют, какие мысли и заботы несут в себе? На платформе знаменитого метромоста через Москву-реку весь октябрь мы сможем находить ответы на эти вопросы.

Давайте положимся на зоркий взгляд художника и его умелую руку. А потом увидим себя в работах Чингиса Ногайбаева. Уверена – это будет интересно.

Алла Бурцева