Москва
13°

Зашли с козырей

 

Как Госдеп собрался продвигать в России права меньшинств

Одним из ключевых направлений проецирования Соединёнными Штатами своей «мягкой силы» как в мире, так и на постсоветском пространстве является создание самоподдерживающихся механизмов развития и финансирования подконтрольных США структур, мимикрирующих под институты гражданского общества, являясь на деле инструментами реализации планов по влиянию на внутриполитическую повестку той или иной страны. Россия, будучи основным в настоящий момент системным геополитическим конкурентом США, находится в фокусе усилий Запада по воздействию на национальную политическую повестку и структуры гражданского общества. На противодействие России, в том числе и путём «распространения демократии и содействия построению демократического общества», из американского бюджета ежегодно выделяются сотни миллионов долларов.

Однако предпринятые российскими властями меры по противодействию бесконтрольной работе западных фондов и иностранных правительственных ведомств на территории страны вынудили Госдеп и другие ответственные за пропаганду и насаждение «демократии» афиллированные организации искать пути проникновения в Россию. Одним из таких направлений является безобидная на первый взгляд «публичная дипломатия», декларирующая сугубо гуманитарные и культурно-образовательные цели своих программ. Однако при более внимательном анализе соответствующих документов Госдепартамента США с тендерными анонсами на следующий год становится понятным, что «публичная дипломатия» в данном случае оборачивается попыткой создания в России подконтрольной США сети.

Фото © Facebook/EducationUSA Russia

Бюро по вопросам публичной дипломатии Госдепартамента разместило тендеры на реализацию двух программ публичной дипломатии с финансированием НКО, образовательных институтов и субъектов малого и среднего бизнеса в России с целями «развития взаимных связей между гражданами и народами России и США». В качестве целей заявлены: поддержка культурных и образовательных связей, поддержка движения за права женщин, меньшинств, «журналистской честности» и «гражданского активизма на местах» (grassroots expression).

Отдельным пунктом стоит поддержка в России малого и среднего бизнеса с целью «расширения предпринимательской активности» в России. Сумма каждого гранта — по 75 тысяч долларов, верхний потолок общего финансирования не определён. Общим лейтмотивом всех проектов, финансируемых Госдепом, должна стать «демонстрация конкретных примеров сотрудничества России и США в области культуры, образования и сфере гражданского общества».

В техническом описании грантовой программы при этом прямо указывается на то, что в конкурсе победят заявки, которые будут обеспечивать связь с американскими экспертами, образовательными и бизнес-институтами даже после завершения финансирования проектов со стороны Госдепа. Этот характерный пассаж показывает стремление профильных американских ведомств к переводу своих проектов на территории России на самофинансирование и поддержание такой инфраструктуры.

Следует отметить, что обработка журналистов в России и на постсоветском пространстве в рамках проектов американской «публичной дипломатии» поставлена в Госдепе на поток. Так, в частности, в прошлом году Бюро общественной дипломатии Государственного департамента США разместило на специализированном портале распределения правительственных грантов проект по «подготовке независимых журналистов», в рамках которого представители медиа будут приглашаться в США по программе международных медиарепортёров для ознакомления с целями американской внешней политики посредством прямого общения с членами конгресса, представителями правительственных ведомств, бизнес-сообществом, для участия в специализированных брифингах и семинарах.

В описании грантовой программы Госдепартамента прямо отмечается, что посредством «проактивного» взаимодействия с иностранной прессой Бюро публичной дипломатии стремится к повышению эффективности американской внешней политики. Проект будет реализован на базе так называемых пресс-центров для иностранной прессы, которые являются структурным подразделением Госдепа и предназначены для формирования лояльного американским властям иностранного пресс-пула. Однако стандартная для любого внешнеполитического ведомства работа по взаимодействию с иностранными журналистами имеет в случае с Госдепом примечательную специфику.

Фото © AP Photo/Felice Calabro’

 

Задачей и конечной целью всего проекта является разъяснение иностранным журналистам «истинных мотивов американской внешней политики», а также продвижение «стандартов объективности». Основной упор в реализации проекта при этом будет сделан на постсоветское пространство и Россию в первую очередь. Вся программа делится на две подпрограммы. Первая — аудиовидеорепортёры (AVP), в рамках неё в Соединённые Штаты будут приглашаться полноценные команды со своими операторами, которые должны работать в формате пресс-пула, создавать сюжеты на темы американской внешней и внутренней политики. Причём в описании указывается, что по линии этой подпрограммы допускается участие до пяти команд от различных медиа из одной страны или региона. Особенностью также является то, что непосредственным руководителем журналистов в рамках подпрограммы AVP будет являться «американский сотрудник, представитель организации контрактора, получившей грант Государственного департамента».

Вторая подпрограмма (AMRP) предназначена для всех остальных СМИ вне телевизионного формата и ориентирована скорее на пишущие онлайн-медиа, радио и газеты. Причём допускается участие до 10 человек из той или иной страны или географического региона. Все журналисты должны будут также работать под непосредственным началом прикреплённых американских сотрудников и освещать вопросы международной повестки в выгодном США контексте. Всего на реализацию проекта Госдепартамент выделит подрядчикам порядка 1,5 млн долларов с длительностью мероприятий в рамках программы до одного года.

Следует отметить тот факт, что американские госорганы занимаются не только непосредственной работой с журналистским сообществом, но и активно инвестируют в подготовку «молодых политических лидеров» непосредственно в России. Так, американская организация «Проект гармония» (Project Harmony) в июле получила грант от Государственного департамента США на сумму $349 тыс. для финансирования российской программы по продвижению молодёжного лидерства. Следует отметить, что в настоящее время организация действует в Армении, России, Боснии и Герцеговине, Грузии, Украине. Заявленная миссия организации состоит в создании сильных глобальных сообществ путём содействия гражданской активности, межкультурному обучению, а также стимулированию возможностей цифровой эпохи, а целевой аудиторией является молодёжь в развивающихся странах, причём особый упор делается на постсоветское пространство и Россию.

Фото © PH International

Рассуждая о позитивном освещении приоритетов американской внешней политики, которым должны заниматься приглашённые в США за счёт Госдепартамента журналисты, нельзя обойти вниманием стремление самих Соединённых Штатов вывести международные медийные площадки, в первую очередь в Интернете, из-под национального регулирования. Так, в частности, Бюро по правам человека и демократии Госдепа запустило недавно целую программу, направленную на продвижение и поддержку прав человека и интернет-свободы в «цифровую эпоху».

Предполагается, что прошедшие через эти программы российские журналисты должны будут взаимодействовать с высокотехнологичным бизнесом и технологическими стартапами с целью добиться «уважения принципов демократии и прав человека в цифровом пространстве». Отмечается, что в настоящее время угрозы исходят от авторитарных правительств, которые вводят цензурные, правовые ограничения на свободу распространения информации в Интернете, ограничения на доступ к Сети, а также «нормы по локализации хранения данных в национальных юрисдикциях».

Наряду с существенным усилением финансирования практически всех западных СМИ на российском направлении и акцентирования их редакционной политики на прямой поддержке радикальной внесистемной оппозиции, а также тенденциозной подаче российской внешнеполитической линии новые инициативы Государственного департамента США в рамках работы с иностранной и прежде всего российской прессой являются показателем стремления внешних сил вмешаться или по крайней мере в существенной мере повлиять на медиа и общественное мнение в России.

Фото © AP Photo/Evan Vucci

Продвижение и пропаганда прав меньшинств, обозначенные в новой программе Госдепа, также продолжают тенденцию, заложенную в прошлых программах. Очевидно, что продвижение повестки «меньшинств» в отношении российского общества играет роль своеобразного инструмента по генерированию линий раскола в российском обществе. Так, в частности, финансируемый Госдепартаментом США фонд «Евразия» реализует программу по «развитию социальных навыков» у российских школьников. Фонд будет поддерживать региональные проекты, направленные на улучшение «социальной среды», пропаганду прав меньшинств, а также экологические инициативы.

При этом подчёркивается, что из Соединённых Штатов будут привлекаться НКО в качестве консультантов и «партнёрских организаций». Примечательно, что в документации и описании конкурса особо указывается на то, что российские государственные образовательные или иные структуры не могут быть «партнёрскими организациями» в рамках проекта. Каждый проект может запросить финансирование в пределах до 40 тысяч долларов.

Помимо помощи меньшинствам проект направлен на некие «экологические инициативы», причём в описании конкурса специально подчёркивается, что «политический активизм» и «изменение общественного мнения» в рамках проекта не предусмотрены. Это довольно интересная оговорка, особенно учитывая контекст, в котором осуществляются практически все проекты фонда «Евразия» как на постсоветском пространстве в целом, так и в России в частности. Речь идёт о школьных и студенческих «обменах» (которые таковыми в строгом смысле слова не являются, так как отсутствует контингент приезжающих в Россию), которые в большинстве своём тесно связаны с аналогичными обменными программами Госдепартамента. Упор в них делается на обучение российских детей различным навыкам в медиасфере, а также создание школьных медиапроектов. При этом вся эта «социальная экспертиза» сводится к финансированию и продвижению западной, прежде всего американской, повестки в сфере гражданского общества.

Фактически ни о какой независимой «публичной дипломатии» говорить в свете анализа приведённых выше документов не приходится. Перед нами нарастающий вал проектов в сфере непосредственного финансирования из американского бюджета слабо прикрытой словами о «благотворительных культурных и образовательных обменах» политической деятельности, направленной на приоритезацию прав меньшинств, создание механизмов автономного финансирования проамериканских проектов внутри России и создание сети лояльных журналистов в российских медиа.

Евгений Емельянов

По материалам: «Life»

 

Добавить комментарий