Москва
Преимущественно облачно

В Москве могут создать частную службу судебных приставов

 

Такое предложение есть в новом докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей в столице

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаил Вышегородцев представил мэру столицы очередной доклад, посвященный своей работе в 2018 году. Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве за 2018 год содержит 118 инициатив, в том числе 29 предложений мэру Москвы и 89 в доклад уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Подробнее о том, на что необходимо обратить внимание, чтобы сделать жизнь бизнеса в городе более комфортной, Вышегородцев рассказал «МК».

Среди тем, которые затронуты в предложениях мэру Москвы, — формирование благоприятного инвестиционного климата, предпринимательская активность, территориальное планирование и градостроительная деятельность. Как говорит Вышегородцев, необходимо не только определить проблемные вопросы и сформулировать их в виде законодательных инициатив, главное — добиться их реализации. И это работа уполномоченного с органами власти всех уровней и с большой четверкой общественных организаций.

— Пять лет назад мой доклад был сформирован только на базе тех жалоб, которые приходили от предпринимателей. Доклад по итогам работы в 2018 году построен на базе материала по итогам встреч представителей бизнеса и контрольно-надзорных организаций (вместе с прокуратурой города), мнений экспертного сообщества, ну и, конечно, обращений предпринимателей, которые указывали на административные барьеры и просили откорректировать нормативные акты исполнительной власти Москвы.

Среди инициатив моих предыдущих докладов мэру Москвы могу выделить темы контрафактной продукции и вопросы импортозамещения, проблемы с набирающей обороты интернет-торговлей. Целый блок наших инициатив был направлен на совершенствование нормативно-правовых документов по этим темам. Это вопросы не только предпринимателей, но и потребителей, всех нас.

— Что, на ваш взгляд, можно выделить среди важнейших инициатив?

Одной из знаковых инициатив было предложение не осуществлять проверки бизнеса по анонимным звонкам и письмам. Эта наша инициатива реализована, и сейчас контрольные органы перед решением о выходе на проверку устанавливают личность жалобщика. Поддержана и реализована в законодательстве наша инициатива о ненаказании бизнеса при первой проверке.

В 2018 году мы отработали с экспертами важную тему — городского мусора. Известно, что свалки и сжигание мусора стали большой проблемой — пришло время, когда мусор нужно вторично использовать и перерабатывать. Мы разработали целый блок соответствующих инициатив. Сейчас эти инициативы направлены всем заинтересованным органам власти и общественникам. Будем работать с ними, чтобы добиться их реализации.

Большой раздел моего доклада посвящен внесению изменений в законодательство о торгах. В ходе обсуждения с экспертами были и предложения разработать новый закон на замену существующего. Жалоб от предпринимателей по этой теме очень много. Иногда конфликты вокруг необоснованного снятия с торгов затягиваются надолго — пока суд не примет решение, но даже в случае выигрыша бизнес не может получить заключенный контракт с органом государственной власти: неповоротливость системы не позволяет бизнесу быть объявленным победителем.

 

Фото: Геннадий Черкасов

Еще одна важная для предпринимателей тема, представленная в докладе, — тема работы Службы судебных приставов. На одной из коллегий прокуратуры Москвы прозвучала неприятная для бизнеса цифра: долги предпринимателей перед предпринимателями (по уже совершившимся судебным решениям) составляют более полутора триллионов рублей. Об этом рассказал руководитель Службы судебных приставов в Москве. В докладе мы выходим с предложением создать частную службу судебных приставов, чтобы решить эту проблему, — мы видим здесь нечто аналогичное третейскому суду. Те дела, где судились бизнес с бизнесом и судом выдано окончательное решение, могли бы исполняться частной службой судебных приставов. Ну а те решения, где стороной по делу выступали органы власти, пусть останутся у государственных приставов. Хотя мы изучили международный опыт исполнения судебных решений, и во многих странах эту функцию исполняют негосударственные службы. Уверен, что и мы со временем перейдем к этой системе. Понятно, что решение по этому вопросу будут принимать наверху, но мы надеемся, что нас услышат.

– Как будут реализовываться ваши инициативы в дальнейшем?

– Ежегодно наши доклады мы направляем не только в столичные органы власти, но и в Государственную Думу, и в федеральные структуры исполнительной власти — в министерство экономики и в министерство финансов, Налоговую службу РФ, ФАС, а также в общественные организации (ТПП РФ ,РСПП, «Опору России» и «Деловую Россию»). При этом общественные организации и депутаты Госдумы поддерживали инициативы, направленные на улучшение предпринимательского климата. Активно работаем с правительством Москвы по нашим инициативам, а вот московские депутаты за пять лет не нашли времени или желания, чтобы поработать с Уполномоченным и выйти с законодательными инициативами в Госдуму или реализовать инициативы на региональном уровне. Хотя ежегодно получают мой доклад. В других регионах региональные депутаты более активно работают с докладами моих коллег.

Большой раздел моего доклада посвящен внесению изменений в законодательств о торгах. В ходе обсуждения с экспертами были и предложения разработать новый закон на замену существующему закону. Жалоб от предпринимателей по этой теме очень много. Иногда конфликты вокруг необоснованного снятия с торгов затягиваются надолго – пока суд не примет решение, но даже в случае выигрыша бизнес не может получить заключенный контракт с органом государственной власти: неповоротливость системы не позволяет бизнесу быть объявленным победителем.

– Были ли в минувшем году обращения, которые особенно запомнились?

— Была жалоба предпринимателя: на конкурсе он предложил цену на 40% меньше, чем его ближайший конкурент. По формальной причине его сняли с торгов, он пошёл в суд. В первой инстанции суд принял решение в его пользу. Но заказчик уже подписал контракт с конкурентом и начал работу – контракт на два года. Далее «не заинтересованный заказчик» начинает затягивать процесс исполнения решения суда первой инстанции и оспаривает решение первой инстанции в апелляции и кассации. И можно было бы понять его действия, если бы они были направлены на экономию бюджетных средств. Нет! Борется заксергей собяниназчик за то, чтобы московский бюджет потратился на 40% больше!

Между этими этапами прошло более полугода, но и апелляция и кассация приняли решение в пользу предпринимателя. Прокуратура дала предупреждение заказчику, что он нарушает закон — и сейчас наложен административный штраф за не исполняющие решения суда.

Но этот штраф – копейки в сравнении с сумой контракта, который они защищают. Последний шаг на сегодняшний день – попытка заказчика не заключить договора далее, а продолжать работать с тем, кто предложил цену на 40% больше под предлогом того, что направлен иск в Верховный суд. Ни один заказчик не испугался предостережения прокуратуры – они собираются ждать решения Верховного суда. Это значит, что целый год предприниматель, выигравший дело с точки зрения всех инстанций, не допускается до выполнения заказа.

Думаю, что будут возбуждены уголовные дела по статье 169УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности». Это будет прецедент, раньше такого не было.

Дарья Тюкова

По материалам: «Московский комсомолец»

 

Добавить комментарий